Советы руководителя физического воспитания

ИГРЫ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

07.05.2020

«ИГРЫ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ»

Лучший способ объединиться семье и улучшить отношения между детьми и родителями — это завести традицию семейных игр с участием родителей и детей. Игры для всей семьи сплачивают, делают яркими и запоминающимися проеденное вместе время, поднимают настроение и развивают способности, содействуют развитию творчества, умения управлять своим поведением, радоваться и сопереживать друг другу.

«СЛОВА ПО ОЧЕРЕДИ»

Суть игры заключается в том, что первый игрок должен загадать про себя простое слово, например, «баскетбол». Остальным участникам игры ведущий называет только первую букву слова, к примеру, «б». Затем каждый из игроков по очереди пытается угадать слово, задавая ему наводящие вопросы, например, «Это вид спорта?». Ведущий должен понять, какое слово загадано.

Мини – квест «ПОИСК КЛАДА»

Нарисуйте план-карту, как отыскать клад, где будет нарисована окончательная цель и промежуточные точки. В этих промежуточных точках спрячьте сладость и записку или карточку, где искать следующую подсказку. Для самых маленьких это могут быть не записки, а картинки с изображением, например, ванной или окна. Так, в каждом месте ребенок будет получать сюрприз и очередную подсказку, которая приведет его к главному подарочку. Не хотите рисовать, тогда ведите ребенка к цели подсказками «горячо-холодно».

«НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

Члены семьи садятся в круг и каждый должен называть предметы в комнате, которые начинаются на первую букву его имени. Например, мама Таня называет все предметы на букву «т» (тумба, тостер, табуретка), папа Саша называет слова на букву «с» (стол, стулья, салфетки), а доченька Даша — слова на «д» (диван, доска для глажки). Побеждает тот игрок, который назовет и увидит как можно больше слов на свою букву.

«КАНАТОХОДЕЦ»

По длинной веревке, расположенной на полу, ребенок должен пройти ровно, ни разу не сворачивая с пути и не оступаясь. «Канат» можно положить волнистой линией, в руках у канатоходца может быть зонтик, а на голове книга.

«МИШЕНЬ»

Тренируем меткость детей в домашних условиях. Мишенью для игры может послужить что-угодно: пластиковая пятилитровая бутыль, в которой вырезано отверстие для мячей, корзинка или детское ведерко. Далее из фольги делаем мячики и пробуем попадать в мишень. Усложняем условия: целимся по очереди левой и правой руками. Можно устроить семейные соревнования: кто забросит

больше шариков в мишень за определенное время или одновременно после команды «Начали!».

«ИГРУШКА – ХРЮШКА»

Под ритмичную музыку перебрасываем игрушку друг другу. Как только музыка остановиться, игрок с игрушкой в руках должен выполнить задание: выполнить приседания, попрыгать на двух ногах, пройти «гусиным шагом», прокукарекать.

«ЭТО Я!

Минимальное количество игроков – 4 человека.

Встаньте все в круг. Или сядьте в круг на стулья. Один игрок (его выбираем по считалке) – водящий. Он называет двух других игроков, например: «Мама и Даша». На эти слова мама и Даша должны поменяться друг с другом местами, то есть мама должна сесть на Дашино место, а Даша – на мамино. При этом ведущий старается успеть первым занять чужое место – либо мамино, либо Дашино. Кто остался без места — водит в следующей игре.

Игра развивает внимание и быстроту реакции.

«КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ»

Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.

«ЯБЛОЧКО»

Дети садятся в круг, выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Мяч передается по кругу со словами:

Яблочко, катись, катись.

Ты румяное, катись.

Мне в ладошки прикатись.

А теперь остановись!

В этот момент все участники быстро прячут руки за спину, в том числе и тот, у кого оказался мячик. Ведущий снимает повязку и старается угадать, у кого мяч за спиной, просит участника показать руки, если отгадал, то меняются местами. Если нет, водит еще.

«СЪЕДОБНОЕ НЕ СЪЕДОБНОЕ»

Садитесь на пол друг напротив друга и катите мяч, Если назвали съедобный предмет, ребенок ловит и называет свой предмет. Если не съедобное, то катит его обратно со словом «Нет».

 

свернуть

03.06.2019
  • Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • – утреннюю гимнастику;

    – физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

    – подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

    – активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

    – самостоятельную двигательную деятельность;

    – закаливание.

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

    комплекс общеразвивающих упражнений;

    обыгрывание сюжета;

    3-4 подвижные игры;

    физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

    оздоровительный бег на участке;

    элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

    Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

    повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

    расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

    При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

    комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

    профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

    развитие координационных способностей;

    развитие физических качеств;

    совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);

    элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);

    игры с элементами спортивного ориентирования;

    комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

    Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

    Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

    включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

    обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

    предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

    индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

    Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

    Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

    ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

    многократное умывание в течение дня;

    полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

    дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

    ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

свернуть

Требования к спортивной форме для занятий физической культурой

Требования к спортивной форме для занятий физической культурой

Спортивная форма на занятиях - это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать.

 Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, спортивную обувь, носочки.

 Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате.

1. Футболка. Футболка должна быть изготовлена из не синтетических, дышащих материалов, желательно без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей.

2. Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, ползание, лазание и т.д.

3. Спортивная обувь. Она не должна скользить при выполнении упражнений.

4. Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. 

Пусть физкультура для детей будет в радость!

свернуть

Закаливание с раннего возраста

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
развернуть
ЗАКАЛИВАНИЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при имеющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, солнце, вода) при непременном использовании следующих условий:
1. Индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;
2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора;
3. Систематичность закаливания;
4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
Суть закаливания состоит в следующем: постоянно, изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани, слизистую поверхность. Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульса от которых поступают в высшие отделы нервной системы.
Здоровый, закаленный человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды.
Первое, с чего необходимо начинать закаливание – это избавить ребенка от перегревания. Итак, первое условие эффективного закаливания – это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребенка шерстяные фуфайки и колготки. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребенка. Обувь ребенка также должна рассматриваться, как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Здесь необходимо напомнить о том, что почти забыто в наши дни – хождение босиком. Большинство маленьких детей любят ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определенные правила. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий. Например, находиться (3-5 мин) на коврике босиком. В жаркие летние дни можно побегать по травке или песку: затем разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения дома увеличивается до 15-20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских условиях опасно из-за возможности пораниться, а еще из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями. Поэтому при посещении бассейна необходимо иметь специальную обувь.
Следующим условием эффективного закаливания является поддержание рационального, не перегревающегося температурного режима в помещении. Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя чувствовать при температуре в помещении не выше 18?с.
Т.Н. Странский подчеркивал также необходимость искусственного создания контрастных температур в быту ребенка. Охлаждение – хорошее закаливающее средство, которое можно применять и у детей в игровой форме. Например, когда ребенок еще не спит, но уже согрелся, можно быстро одернуть одеяло и спустя несколько секунд набросить одеяло обратно. Обычно, когда речь идет о температуре воздуха в помещениях, то указываются определенные цифры с постоянной температурой. Желательно в помещениях для детей создавать условия для колебания температуры в определенном диапозитиве.
Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регуляции температуры помещений является обязательным условием эффективного пассивного закаливания.
Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т.е. закаливающих процедур. Существующие методы закаливания можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. К первым относятся методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребывание ребенка на воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Ежедневные прогулки (не менее 4 ч) детей, а также дневной сон на свежем воздухе могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье.
Контрастные воздушные ванны можно легко использовать и в домашних условиях. Проснувшись утром раньше ребенка, укройте его одеялом, распахните форточку и доведите температуру до 14⁰-15⁰, а затем проведите подвижную игру с перебежками из прохладной комнаты в теплую.
Еще одной хорошей, но почти забытой закаливающей воздухом процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми форточками. Очень полезен сон на балконе.
Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее средство и укрепляющее. Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожением всех бактерий и вирусов, повышением сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Длительность первых солнечных ванн при температуре +19⁰-+20⁰ – 5-6 мин. Время каждой последующей ванны удлиняется на 3-5 мин. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь подвижной игрой, при этом на голове должен быть надет головной убор с козырьком. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх. Увлекательной и оздоровительной игрой для мальчиков является хоккей с мячом или шайбой, проводящей на снежной площадке.
Вода для закаливания применяется с древних времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух. Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относится умывание после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым обтирание, обмывание, душ, купание. Одним из популярных и действенных методов водного закаливания является купание в открытых водоемах. Однако для получения закаливающего и оздоровительного эффекта следует соблюдать ряд правил: так длительность первых погружений в воду при температуре воды +23⁰-+25⁰с. не должна превышать нескольких минут, постепенно купание можно довести до 15 мин. Один совет: многие родители бояться появления дрожи, а между тем именно ее начало означает, что ребенок должен выйти из воды, обтереться и побыть некоторое время на солнце.
В связи с возрастающей популярностью плавания в бассейне следует заметить, что закаливающий эффект этих занятий может быть достигнут только при соблюдении определенных правил, важнейшими из которых является температура воды и воздуха в бассейне. А также хорошо повышает эффект плавания прием контрастного душа после тренировки.
Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективным является приемы контрастного душа, когда поток теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной. Тем самым обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи.
Итак, если родителя хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны закаливать его с раннего детства. В «минимум» закаливания входят обязательное использование неперегревающей одежды, пребывание ребенка в помещении при температуре не более 18?С, ежедневное применение воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. 
Солнце, воздух и вода должны быть друзьями вашего ребенка с детства.
свернуть

Характеристика психического и физического развития детей 5-6 года жизни

Воспитанники четвертого-пятого года, миновав «кризис трех лет», поднялись на новую ступеньку развития. Значительно расширяется круг действий, совершаемых им без помощи взрослых.

развернуть

Ребенок не просто становится более самостоятельным, а все чаще проявляет инициативу в своих поступках, в познании окружающей действительности, себя. Его представления о мире интенсивно расширяются и углубляются, его вопросам нет конца. Казалось бы, он по-прежнему непосредственен, эмоционален, открыт, однако уже пытается сдерживать себя, если этого требуют обстоятельства, взрослые. Теперь у ребенка появился целый круг новых прав и элементарных обязанностей, прежде всего в отношениях с членами семьи, заметившими и оценившими его возросшие возможности (полить цветы, предложить домашнюю обувь гостям, родственникам и др.).

На основе предпосылок, возникающих еще в преддошкольном возрасте, развивается творческая игра. В ней ребенок берет на себя роль взрослого и воспроизводит сначала действия с предметами, а затем и взаимоотношения взрослых. Усложняется сюжет и содержание игр, увеличивается количество участников. К концу четвертого года происходит переход от предметно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой. Игра приобретает статус ведущей деятельности.

Активно развивается в этот период и познавательно-практическая деятельность. Самостоятельно занимаясь исследованиями, экспериментируя с новыми объектами, ребенок получает новую для себя информацию, которую не всегда может получить от взрослого.

Среди значимых видов деятельности – художественная. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют успешному становлению их изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности. Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности детей в сфере самообслуживания: они включаются в бытовую деятельность взрослых, труд в природе; учатся действовать с предметами-орудиями, приобретают элементарные трудовые умения и навыки. В приобщении к окружающей действительности, овладении новыми видами деятельности по-прежнему определяющую роль играют взрослые, совместная деятельность и общение с ними. В процессе деятельности, общения формируется целенаправленность.

Когда ребенок играет, рисует, строит дом, лепит колобок, он прежде всего ставит перед собой цель, а затем стремится достигнуть ее, преодолевая преграды, овладевая новыми способами действия. У ребенка формируется и интенсивно развивается воображение, фантазия. Ребенок способен создать наглядные образы на основе описания и в игровых ситуациях. В деятельности ребенка возникает произвольное внимание, он способен сосредоточиться и удерживать внимание достаточно долго, если объект ему интересен.

Возрастают возможности ребенка к восприятию художественных произведений. Он уже может отличить поэзию от прозы, контрастные по настроению музыкальные произведения, дифференцировать звуки по высоте и тембру, различать звучание музыкальных инструментов. Развивается речь – словарь обогащается всеми частями речи, осваивается грамматическая и фонетическая стороны речи, а к пяти годам начинается освоение таких выразительных средств устной речи, как темп, ритм, сила голоса, интонация.

Формируется и представление о половых признаках. Вначале принадлежность к полу тесно связана с внешним видом (одежда, прическа) человека, его именем. Ребенок активно усваивает и половые стереотипы, а вместе с тем – и поведение, соответствующее половой принадлежности: «только женщина –шьет», «мужчина – милиционер» и т.д.

В этот период начинает формироваться и чувство этнической принадлежности как основы национального самосознания («Я – белорус»).

Тесно связаны с развитием самооценки ребенка чувства стыда и гордости.

Имеет свои особенности и физическое развитие ребенка. Меняются все его основные показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки и головы. Организм легче справляется с неблагоприятными погодными условиями. Потребность ребенка в двигательной активности тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и двигательной деятельности. Ребенок владеет в общих чертах всеми видами движений, стремится по-разному их объединять, хочет испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений.

Новообразования, возникшие в психике ребенка, дают ему возможность перейти на следующую возрастную ступень развития.

свернуть